Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
  • 8 (812)416-35-61
  • Российская ФедерацияСанкт-Петербург199225, Санкт-Петербург, бульвар Александра Грина, дом 2, корпус 2, строение 1, помещение 3Н199225
  • vasdou37@obr.gov.spb.ru , vasdou37@yandex.ru
ГБДОУ детский сад № 37 Василеостровского района

Оздоровительный эффект прогулок с детьми на природе в летний период

Консультация подготовлена инструктором по ФК С.С. Ефимовой 

Лето – прекрасное время года. В большинстве случаев долгожданный отдых - заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы – ждет нас именно в это время года. Семейный отдых – это максимально возможное количество времени, которое вы можете уделить своему ребенку. Это долгожданное событие для ребенка, которое он тоже ждал весь год.

Летнее время – самое благоприятное для укрепления здоровья детей. Они особенно подвижны и жизнерадостны. Весь день они проводят на воздухе. Красота природы, тепло, чистый воздух, разнообразная пища – всё это оказывает благотворное влияние на детский организм. Купание, езда на велосипедах, игры с мячом, прыгалками занимают весь день, что приносит большую пользу здоровью ребёнка. Развивается вестибулярный аппарат, укрепляются мышцы. Развивается сила, равновесие, ловкость, выносливость, смелость. Создаётся бодрое, жизнерадостное настроение.

А чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:

Если вы решили заниматься со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка. 

Следует помнить, что выезжая за город или путешествуя по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления. 

Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год. 

Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов. 

Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка. 

Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание). 

Игры с родителями - это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость Вам и Вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые Вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и Вам, ведь воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить Вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения, игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.

Подвижная игра «К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры:

Выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву.

Подвижная игра «Вейся, венок»

Описание: 

 Дети стоят около дерева, вокруг которого можно образовать круг и поводить хоровод. Ведущий произносит: «Вы, ребята, листочки, из которых я буду плести веночки. Подул ветерок, разлетелись листочки» (дети выполняют бег по площадке). По сигналу воспитателя: «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети бегут к воспитателю). Взрослый помогает образовать круг. Вместе дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные строки: 

Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек, 

Будем листья собирать, сделаем веночек. 

Много листьев наберём, жёлтеньких и красных, 

И веночки мы сплетём из листочков разных. 

Игры с мячом

«Назови животное»

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Съедобное – несъедобное»

Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

«Проскачи с мячом» (игра-эстафета)

Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.

«Вышибалы»

Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.

«Догони мяч»

Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

Это совсем небольшой перечень игр с мячом, которые вы можете провести с детьми на отдыхе. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение!

Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. 

Устройте соревнование «Кто больше соберет шишек». 

Проведите игру «Самый - ловкий». 

Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.

Познакомьте детей с русскими народными играми, такими как горелки, чехарда. Вспомните игры, в которые играли сами в детстве: «Садовник», «Краски», «Мама, ниточку распутай», «Жмурки». Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку!

С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе.

Читать дальше

Организация подвижных игр в летний период в ДОУ

Консультация подготовлена инструкторов по ФК С.С. Ефимовой 

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра.

На прогулке воспитатель может использовать различные виды игр: подвижные, малоподвижные, спортивные игры – соревнования, игры – забавы, сюжетно – ролевые игры, дидактические словесные игры, творческие игры, пальчиковые игры, настольные игры и мн. другие – с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также учитывая погодные условия.

Одним из основных средств физического воспитания являются подвижные игры.

Подвижная игра – сознательная активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременно выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы типа « Лови!», « Беги!», « Стой!».

Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.

При организации подвижной игры следует придерживаться следующих правил: 

•Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям той возрастной группы, для которой она проводится.

 •Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.

 •Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью. 

•Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.

 •В играх должны решаться как двигательные, так и обучающие задачи. 

•Игру нельзя оставлять незаконченной. 

•Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным. 

ОСОБЕННОСТИ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

МЛАДШАЯ ГРУППА

Дети младшего дошкольного возраста довольно активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам и т.п. В этом возрасте большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек, мячей, шариков, обручей, вожжей, скакалок и т.п. В этом возрасте необходимо внимание педагога, его помощи и даже непосредственного участия в играх и упражнениях малышей.

У детей младшей группы кругозор еще не велик, мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому им даются игры с простым, несложным сюжетом. Движения, которые входят в игры, просты и разнообразны - это преимущественно основные, жизненно необходимые движения: ходьба, бег, подлезание, прыжки, равновесие и т.д. В играх малышей отсутствует элемент соревнования.

Рекомендуемые игры:

- «Солнышко и дождик»,

 - «Мыши и кот»,

 - «Воробушки и автомобиль», 

- «Цветные автомобили»,

 - «По ровненькой дорожке», 

 - «Поймай комара»,

 - «Пузырь», 

- «Кто бросит дальше мешочек?», 

- «Попади мешочком в круг». 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

С детьми средней группы проводятся игры более разнообразные по содержанию, чем с малышами. У детей этого возраста в результате воспитательной работы расширяют представления об окружающем. Поэтому в игры можно включать не только те образы и явления, которые дети непосредственно видят, но и такие, с которыми детей знакомят при помощи рассказов, картинок.В средней группе, как и в младшей, проводятся игры, в которых нет образа, но в средней группе в них носят элемент соревнования, сначала индивидуального, а затем и коллективного.В средней группе также даются игры, сопровождающиеся текстом, причем исполнение текста может быть хоровым; например, в играх «У медведя во бору», «Перебежки», «Мы веселые ребята» и т.д. Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей; окончание текста служит сигналом к прекращению действий или к началу новых движений. Произнесение текста является иногда отдыхом после интенсивных движений, например, после бега сопровождает спокойную ходьбу в играх «Мы веселые ребята». «Карусель». 

Рекомендуемые игры:

- «Найди себе пару»,

 - «Чья колонна скорее соберется»,

 - «Самолеты»,

 - «Мы веселые ребята»,

 - «У медведя во бору», 

- «Гуси-лебеди»,

 - «Зайцы и волки»,

 - «Охотник и зайцы»,

 - «Кто скорей снимет ленту», 

- «Кто скорей добежит до флажка»,

 - «Затейники». 

СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ

Дети старшего возраста более самостоятельны и активны, чем малыши. Их движения становятся более точными, поэтому можно проводить игры и забавы с более сложными двигательными заданиями.

В старшей группе увеличивается количество игр, в которых нет образов: даются разного рода «ловишки», игры с мячом и т.д.Игры детей этого возраста также построены на основных движениях - беге, прыжках, метании, лазании, но к детям предъявляются больше требований в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, нужно идти по кругу, не нарушая формы круга, легко бегать.Правила в старшей группе усложняются. Выполнение правил требует от детей торможения, выдержки, сосредоточенности внимания, наблюдательности, ловкости.Дети этого возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включается коллективное соревнование. 

Рекомендуемые игры:- «Мышеловка»,- «Ловишки из круга»,- «Хитрая лиса»  


Читать дальше

Не мешайте детям лазать и ползать

Консультация подготовлена инструктором по ФК  С.С. Ефимовой

Далеко не все взрослые находят в себе силы и желание, а также время, чтобы заниматься собой, ходить в спортзал или просто бегать по утрам правильно питаться.

Но если у вас есть дети, то придется проявить силу воли и проследить хотя бы за тем, чтобы ребенок достаточно времени занимался физической активностью. 

Дело в том, что физическая активность и здоровый образ жизни в принципе в детстве особенно важны, поскольку отражаются на здоровье человека в дальнейшем. Физическая активность в детстве способствует лучшему умственному развитию, учебе, а также препятствует полноте.

Согласно исследованиям ученых, сегодняшние дети все менее активны и испытывают на себе негативное влияние гиподинамии. Родители много возят детей в машине, носят на руках, также много времени дети проводят перед телевизором.

Двигательная деятельность стимулирует речевое творчество. Кроме того, положительное влияние на развитие речи оказывает стимуляция зоны предплечий и кистей. В ряде лежаче-ползательных упражнений, работа с богатой предметными манипуляциями мелкой моторикой рук, озвучивание и «оречевление» детьми движений и их ритмизации, развитие общей и артикуляционной координации, стимуляция голосообразовательной компоненты речи и др.

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.

Как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию является подвижная игра. Игры проводятся со всеми детьми или подгруппой. Индивидуальная работа направлена на активизацию малоподвижных детей. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов двигательно- пространственных упражнений.

В раннем возрасте кости ребёнка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3 - летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лёжа на спине, необходимо, чтобы ребёнок лежал прямо. Следует исключать упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т.п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием.

Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно поэтому упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая и двигательная память.

В то же время малая подвижность неестественна для возраста, когда самой природой детям предусмотрено быть активными и подвижными.

У физически активных детей психика более уравновешена, они лучше успевают в школе и реже находятся в плохом настроении.

Будет еще лучше, если вы сами покажете пример и будете вместе с ребенком играть, кататься на велосипеде, ходить в походы. В детском возрасте закладывается фундамент здоровья человека. Физическая активность стимулирует все физиологические функции организма, способствует правильному развитию центральной нервной системы, хорошему иммунитету.

ПУСТЬ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ БУДЕТ В РАДОСТЬ!       

Читать дальше

Мифы о здоровье

Консультация подготовлена инструктором по ФК С.С. Ефимовой

Если вы не занимаетесь хотя бы по часу в день ежедневно, то можно вообще не заниматься 

Подход «все или ничего» в данном случае неуместен. Успеха можно достичь и при непродолжительных занятиях. Исследования показали, что даже получасовая прогулка три или более раз в неделю значительно снижает риск болезней сердца, инсульта, снижает артериальное давление, уменьшает стресс и повышает возможности иммунной системы.

Согревание перед тренировкой излишне, если вы осторожны

Это заблуждение. Умеренное растягивание и согревание мышц до (и после) упражнений — это защита от многих болезненных повреждений, включая воспаления сухожилий.

Тепло помогает лечить травмы

Это довольно широко распространенное заблуждение. На самом же деле при спортивных травмах колена, плеча, локтя согревать их нельзя, поскольку тепло может усилить внутреннее кровотечение и отек, увеличивая боль. Необходим лед, а не тепло, чтобы уменьшить боль и отек.

Перед тренировкой нужно съесть хороший кусок мяса, ведь мясо «создает» мышцы

На самом деле мясо не самый лучший источник энергии. Это верно и для других протеинов. Что же касается идеальной пищи перед тренировкой, то она должна содержать углеводы (картофель, хлеб). Углеводы легко трансформируются в энергию.

Впрочем, еда перед тренировкой не так уж и важна (тем более, что есть рекомендуется не позже, чем за два часа до занятий). Дело в том, что энергия для вашей тренировки основана на пище, съеденной накануне.

От питья воды во время упражнений могут быть спазмы

На самом деле вода нужна всегда — до, во время и после тренировки. И чем больше воды, тем лучше. Но лучше не прыгать сразу после питья воды, можно сделать пока другие упражнения в течение 10 минут.

Лучшее время для занятий - раннее утро

Лучшее время для тренировки — это то, которое вы смогли найти. Для кого-то лучшее начало дня — это утренняя тренировка, тогда как для других тренировка после работы — лучший способ избавиться от стресса. Этот момент однозначно индивидуальный.

Мифы о сне

Спать днем – вредно для здоровья

Ученые отмечают, что продуктивность деятельности человеческого организма и его выносливость могут быть значительно увеличены, если наряду с ночным отдыхом у человека будет возможность вздремнуть и днем. 15-20-минутный полуденный сон благотворно влияет на головной мозг, улучшает настроение, стимулирует работу сердца и даже улучшает производительность труда.

Сладкое и теплое питье способствует засыпанию при бессоннице

Пить чай вечером в большей степени установившийся обычай, нежели научная рекомендация. Благодаря сладкому и теплому напитку, конечно же, можно расслабиться. Но только в том случае, если вас ничто не тревожит. А вот стрессовое состояние и связанную с ним бессонницу обмануть вряд ли удастся.

Мифы о прогулках детей

Для многих малышей гуляние — это любимое занятие. Однако не всегда им удается погулять зимой и зачастую из-за существующих у родителей заблуждений. Вот некоторые из них.

Ребенка следует одевать как можно теплее

Наблюдения показывают, что дети, которых сильно кутают, чаще болеют. Причем специалисты отмечают, что опасно слишком тепло одевать детей, уже умеющих ходить. Дело в том, что движения сами по себе согревают организм, и нет никакой необходимости надевать на ребенка «сто одежек». Если же малыша все-таки одеть подобным образом, то в его организме нарушается теплообмен и в результате он перегревается. И тогда вполне достаточно даже легкого сквознячка, чтобы ребенок простудился.

Когда ребенок много двигается, то его естественное желание — обнажиться и подставить себя движущемуся воздуху. Видя это, родители чаще всего кричат: «Застегнись, ты простудишься!» (мало того, что это непонятно детям, так родители еще и «дают установку на болезнь»). Не лучше ли вместо этого одевать ребенка соответственно погоде и его двигательной активности?

Одежда должна плотно прилегать к телу, чтобы удерживать тепло

Все как раз наоборот. Самое надежное средство защиты от холода — воздух, и для того, чтобы лучше всего защититься от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Очень хорошо для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда.

Если малышу холодно, он обязательно даст об этом знать

Специалисты отмечают, что обычно ребенок до 2-3 лет не может сказать: «Мне холодно», он не умеет стучать зубами и дрожать. Объясняется это тем, что жировая прослойка под кожей у него еще очень мала и система терморегуляции сформировалась не до конца. А потому единственной реакцией сильно замерзшего малыша будут резкая бледность и непреодолимое желание спать. Именно на это следует обращать внимание родителям и не умиляться, когда ребенок засыпает в санках на морозе. В подобной картине нет ничего хорошего. Ведь ребенок без движения лежит на морозе.

Простуженному ребенку гулять не нужно

Это верно лишь в том случае, если у малыша повышенная температура. Во всех остальных случаях прогулки нужны обязательно. На свежем воздухе даже насморк как бы отступает, прочищается и начинает дышать нос. Не повод для отказа от прогулок и мороз. Важно только следить за тем, чтобы ребенок не дышал ртом, чтобы его не продуло ветром, и он не вспотел.

Зимой для прогулки хватает одного часа

Детям нужно бывать на воздухе в любое время года, в том числе и в погоду, которую принято называть «плохой» («плохая погода» — это тоже своеобразный миф, «у природы нет плохой погоды, каждая погода благодать», как известно).

Многие родители думают, что зимой можно погулять часок и этого вполне достаточно. А если гулять больше, то это может навредить малышу. Однако, по мнению специалистов, на этот счет нет строгих правил. Очень многое зависит от закаленности ребенка и погоды, в частности температуры воздуха. Медики отмечают, что максимально допустимая температура для прогулок с малышом первого года жизни — минус 15 °С, а к опасным «спутникам» холодного воздуха причисляют высокую влажность и ветер.

Мифы о питании

 «Чего ты так медленно ешь...»

Не подгоняйте детей: «Ешь скорее!», «Ну, что ты там тянешь!» и т.п. Даже если вы опаздываете, то вред от опоздания будет несравненно меньшим, чем тот вред, который нанесет спешка не только системе пищеварения, но и психике ребенка.

«Молодец, съешь за это конфетку...»

Старайтесь не использовать пищу (обычно в таких случаях используются сладости) в качестве поощрения, вознаграждения за хорошее поведение. Также не стоит использовать еду (те же сладости) в качестве утешения — это может привести к тому, что, будучи уже взрослым человеком, при возникающих у него неприятностях он будет стремиться найти утешение в еде и напитках, что в большинстве случаев и приводит к ожирению и другим «неприятным» последствиям.

Чтобы ребенок поправился, ему нужно больше есть

Не рекомендуется есть больше, чем хочется, больше, чем нужно для утоления голода. Это довольно распространенная ошибка. Многие думают, что нужно побольше есть, даже через силу, заставляя себя, и тогда можно будет набрать вес. Но это не совсем так — избыток пищи обычно в таких случаях не усваивается должным образом и приводит лишь к засорению организма.

Ребенку — самое лучшее

Родители часто любят повторять, что стараются давать детям «самое лучшее», а те зачастую отказываются это есть. Вот и приходится порой заставлять. Объясняется это заботой о здоровье малыша. Однако подобная практика не имеет ничего общего с заботой о физическом и психическом здоровье ребенка.

Исследования показали, что даже те дети, которые хуже всех ели, получают стопроцентную норму витаминов, питательных веществ, рекомендуемую педиатрами. Как же так получается? Ученые считают, что отличительной особенностью организма маленьких детей является высокая способность к саморегулированию, которая по мере взросления теряется. Следовательно, не стоит пугаться, если на протяжении недели ваш ребенок ест исключительно картофельное пюре и бананы: спустя какое-то время он интуитивно перейдет на белковые продукты и овощи.

Полный ребенок - здоровый ребенок

Одним из мифов, причем очень распространенным в народе, является миф о том, что полный ребенок — это здоровый ребенок. Увы, это не так. Напротив, лишний вес — это скорее угроза здоровью.

У полных детей снижена сопротивляемость инфекциям, нередко повышено артериальное давление и дневная температура, «мраморная кожа» и нарушение осанки, плоскостопие, искривление ног, отставание в половом развитии. У детей с лишним весом, как правило, тяжело протекают респираторные заболевания. Отмечено, что экземы, крапивницы, риниты у них встречаются в 1,5 раза чаще.

Еще несколько мифов

Простуженного ребенка нельзя купать

Бытует мнение, что простуженного ребенка нельзя купать. В действительности все с точностью до наоборот. Одним из самых эффективных средств снять простуду является горячая ванна. Очень важно, чтобы малыш после купания находился в теплой комнате (не менее 22 °С), иначе ребенок может переохладиться, и это приведет к обострению болезни.

Ребенка нужно растить в стерильных условиях

Едва приехав из роддома, молодая мама начинает убирать квартиру пять раз в день, протирать дверные ручки хлорсодержащими моющими средствами, все кипятить или обдавать кипятком, не допускать, чтобы на ребенка упала хоть одна пылинка. Такая излишняя забота может иметь негативные последствия.

Ко всем компонентам бактериальных клеток, содержащихся в домашней пыли, в течение первого года жизни у ребенка должен выработаться иммунитет. И тогда малыш будет болеть гораздо реже, а его шансы приобрести бронхиальную астму уменьшатся в 2–3 раза.

Конечно, это вовсе не значит, что нужно забыть про уборку. Просто нужно понимать, что ребенка нужно растить в естественных условиях.


Читать дальше

Здоровые дети в здоровой семье

Консультация подготовлена инструктором по ФК Ефимовой С.С.

 Что такое Здоровье? 

Определение принятое Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) звучит так: это состояние благополучия, а не только отсутствие болезни.

Здоровье является основой полноценной и счастливой жизни, предоставляет возможность человеку максимально реализовать себя в различных сферах жизнедеятельности. В первую очередь это относится к детям, так как именно в детстве закладываются основы, как будущих свершений, так и возможных проблем.

Здоровье ребенка закладывается, формируется, сохраняется в семье еще до его рождения. От того как будущие родители относятся к себе, своему организму, внутреннему миру и насколько готовы помогать друг другу быть здоровыми зависит будущее здоровье их малыша.

А дальше - больше. Все наши привычки в питании, физической активности, бережном или попустительском отношении к своему телу и психике, умение видеть мельчайшие частички счастья и радоваться каждому дню или пессимистический взгляд на жизнь, где мир раскрашен не радугой красок, а существует под гнетом черно-серой унылой палитры, передаются нашим детям. А ведь все это накладывает свой отпечаток на здоровье ребенка.

О чем необходимо помнить родителям:

1. Режим сна. 

2. Режим дня. 

3. Физическая активность. 

4. Организация досуга. 

5. Взаимоотношения в семье. 

6. Взаимоотношения с социумом. 

Режим сна

Детям 2 – 5 лет рекомендовано спать 12 – 12,5 часов в сутки, из них 2 часа днем. 

Детям 5 – 7 лет рекомендовано спать 11,5 часов в сутки, из них 1,5 часа днем. 

Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания настроения, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. 

Режим дня

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

Ориентировочный распорядок дня дошкольника включает следующие составляющие (в порядке следования друг за другом):

 - утренняя гимнастика, водные (и закаливающие) процедуры, туалет – 1час;

 - завтрак – 30 минут; 

- игры (в том числе развивающие): для ребенка трех лет – 20 минут с небольшими паузами;

 для ребенка четырех-пяти лет – 20 минут без перерыва;

 - прогулка – 2 часа;

 - возвращение домой, игры, общение – 20–25 минут; 

- обед – 30 минут; 

- дневной сон;

 - пробуждение, полдник, малоподвижные игры – 1 час;

 - прогулка – 1 час 20 минут; 

- возвращение с прогулки и игры с родителями или с другими членамисемьи – 30–40 минут;

 - ужин – 30 минут; 

- спокойные игры, не требующие большой сосредоточенности – 30–40минут;

 - сон.

На основании предложенной схемы можно составить индивидуальный режим дня для ребенка с учетом распорядка в семье и индивидуальных особенностей ребенка.

Но распорядок дня важен не только ребенку, он помогает организовать и деятельность взрослого. Если все делать вовремя, то и успеешь больше, и на отдых всегда будет время. График есть график и отступать от него не следует.

Физическая активность 

Физическая активность имеет значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья каждого человека.

Ребенок-дошкольник бегает, прыгает, лазает не потому, конечно, что это полезно; для него движения — наслаждение, жизненная потребность. А заботливый родитель должен поощрять естественную двигательную активность детей. Только надо дать ей правильное направление.

Обязательно делайте с ребенком утреннюю зарядку — это стимулирует организм, настраивает на активный день и дает заряд бодрости и хорошего настроения. Но есть золотое правило: никогда не требуйте от малыша того, чего сами не выполняете. Вставайте рядом, вам это тоже пойдет на пользу. 

Прекрасно укрепляют детский организм подвижные игры на свежем воздухе. Плавание — это очень полезно, так как вовлекает в работу почти все мышцы тела, которые имеют сколько-нибудь важное значение для формирования осанки. С 5—6 лет можно ставить ребенка на коньки, лыжи.

Занятия физкультурой учат малыша в совершенстве владеть своим телом, воспитывают у него чувство ритма, закаляют организм. Играть в волейбол, настольный теннис можно с 7—8 лет (но к систематическим тренировкам разрешается приступать не раньше чем в 10—13 лет). Девочкам особенно полезна художественная гимнастика, формирующая хорошую фигуру, делающая их статными, ловкими, грациозными. Не обязательно, чтобы ваша дочь или сын увлекались только одним каким-нибудь видом спорта, сейчас им важнее общее физическое развитие. Пусть они любят и плавание, и волейбол, и коньки, и лыжи. А вы, родители, интересуйтесь их спортивными успехами и следите за тем, чтобы никакие дела и обязанности не вытесняли из расписания дня детей зарядку, прогулки и спорт.

И неплохо будет, если занятия спортом не просто увлечение ребенка, а совместное семейное занятие. Взрослому человеку занятия спортом – физическая активность так же необходимы, особенно если ваш рабочий день прошел сидя за компьютером.

Организация досуга

Прогулки и занятия спортом неотъемлемая часть досуга, но это еще не все. Для полноценного развития ребенка, сохранения его здоровья и здоровья взрослого человека необходимо время: для занятий любимыми увлечениями – хобби, для удовлетворения потребности побыть наедине с собой, для совместных (с другими членами семьи, друзьями) интересных, веселых, смешных игр, и других форм организации времени.

Почему это важно? А потому, что способствует сохранению психического здоровья человека. Правильно организованный досуг – способ снять стресс, усталость, получить положительный эмоциональный заряд на следующий день.

Взаимоотношения в семье

А это еще один немаловажный аспект здоровья. Деспотизм и авторитарная позиция взрослых нарушает развитие и становление личности ребенка, формирует тревожность и комплексы, подавляет его стремления, интересы, тормозит формирование самостоятельности, ответственности. Ребенок либо безвольно соглашается со всем, что ему говорят, либо агрессивно реагирует на окружающих людей.

Высокая конфликтность, отсутствие взаимопонимания и взаимопринятия членами семьи друг друга, постоянная конкуренция, борьба за власть является основой для развития ожесточенности, недоверия, отчужденности от семьи, неумение дарить любовь, дружить, получать радость от совместной деятельности.

Какие отношения между членами семьи можно назвать здоровыми? Отношения, которые строятся на основе доверия, понимания, взаимного уважения.

Читать дальше

Место различных видов подвижных игр в режиме дня в летний период

Консультация подготовлена инструктором по ФК Ефимовой С.С.

Большую часть времени в дошкольном учреждении в летний период ребенок должен находиться на свежем воздухе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Формами организации двигательно-оздоровительной работы в ДОУ являются:

• самостоятельная деятельность детей; 

• подвижные игры; 

• утренняя гимнастика; 

• двигательно-оздоровительные физкультминутки;

• физические упражнения после дневного сна; 

• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами; 

• физкультурные досуги;

• спортивные праздники. 

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки во время деятельности с умственной нагрузкой, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия и т. д.

Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Это могут быть игры малой подвижности: «Угадай, кто позвал?», «Летает - не летает» и т.д. 

Игры малой подвижности рекомендуется проводить в утренние часы приема. Активная двигательная деятельность сразу после завтрака нецелесообразна, лучше провести игру средней или малой подвижности.

Перед занятиями уместны игры средней подвижности.

Такие игры рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения небольшие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т. п.)

На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. 

На прогулке рекомендуется организовывать 2-3 игры, если в этот день не было физкультурной образовательной деятельности. В дни проведения ИОС, организуется одна подвижная игра и какое – либо физическое упражнение на закрепление основных видов движений. В старших группах в течение месяца может быть проведено 15 – 20 игр. Каждая новая игра повторяется 4-5 раз. Не следует забывать об играх – эстафетах.

При подборе игр учитываются предшествующие занятия. В дни, когда есть музыкальные и физкультурные ИОС подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки. 

Для детей третьего года жизни, в дни, когда проводятся физкультурные ИОС, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных ИОС) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 мин.

С детьми четвертого года длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке в дни физкультурных занятий составляет 6-10 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр увеличивается до 15-20 мин.

Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на НОД. Длительность ее составляет 2-3 минуты в середине проведения.

Перед обедом, пока проходит сервировка столов, также можно предложить детям игры малой подвижности.

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные.

Второе место в двигательном режиме детей занимает образовательная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Рекомендуется проводить ИОС по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе). В летний период у детей старшего и подготовительного к школе возраста физкультурная образовательная деятельность три раза в неделю на воздухе.

В ИОС по физической культуре могут быть включены две игры. Одна, более подвижная – в основную часть, вторая, более спокойная – в заключительную часть образовательной деятельности; цель последней – успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, способствует профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Эту гимнастику следует проводить 7 – 15 минут и тоже в игровой форме.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между непосредственно образовательной деятельностью, после дневного сна, во время прогулок. При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек). Педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их.

Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий, основана на следующих принципах:

• непрерывность (с утра до вечера); 

• добровольность (вызывать желание, а не принуждать); 

• доступность упражнений; 

• чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью. 

Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.       

 

Читать дальше

Лето с пользой для здоровья

Консультацию подготовила инструктор по ФК Ефимова С.С. 

Действительно, лето – это время, когда дети могут побегать босикомпо траве, порезвиться в воде, ползать кругом.А сколько пользы от обычного прыганья на скакалке! Не сидите дома, а отправляйтесь гулять, съездите к бабушке в деревню, отдохните на море. Летом можно играть во множество развивающих игр. 

Вот некоторые из них:

1.Катаемся на велосипеде, самокате

Для развития координации, приобретите ребенку велосипед или самокат. Он должен подходить ребенку по размеру и возрасту. Катание на велосипеде укрепляет мышцы ног ребенка. Можно мелом нарисовать пешеходный переход, где будет ходить мама-пешеход, нарисовать светофор. Так ребенок интересно выучит правила дорожного движения. А если вместе с друзьями устроить гонки на велосипедах – то интересное соревнование вам обеспечено!

2. Играем в песке

Песок не пропустит не один ребенок. И это очень полезно для моторики рук. Что только не происходит в песочнице: строятся замки, тоннели, проезжают машины, лепятся пирожки, возводятся башни-великаны. Игры с песком могут развивать не только маленькие пальчики, но и логическое мышление, память, внимание. Когда лепим куличики – находим самый большой, самый маленький. Построили несколько дорожек – определяем, по какой из них может проехать наш большой грузовик. Украшаем ракушками башню – ищем, какая из них лишняя.

3. Играем с мячом

Возьмите с собой на прогулку мяч. Игры с мячом развивают у ребенка зрительно-моторную координацию. Мяч можно бросать друг другу, скатывать с горки, катить по земле, бросать в цель или корзину. Покажите ребенку, что мяч можно пинать ногой – может у вас вырастет будущий футболист! Учите малыша пинать мяч как правой, так и левой ногой.

4. Рисуем мелками

Очень интересно рисовать на улице, да еще и мелками. Если вы хотите подвижных игр – поиграйте в классики, если логических – нарисуйте предмет без детали. Спросите ребенка – чего не хватает? Изучать геометрические фигуры можно прямо на асфальте. Рисуем мелками круги – это и бусы для мамы, и веселый колобок, и яблоко, упавшее с дерева.

5. Играем с обручем

Обруч можно не только использовать по назначению. 

Поиграйте с ним в интересные игры:Положите обруч на землю и бросайте в него предметы. 

Обруч может превратиться в руль – ребенок придумает веселую поездку на поезде, машине или самолете. 

Если положить на дорожке несколько обручей, то можно прыгать по ним, как по кочкам, изображая лягушку. 

Обруч может быть домиком, в который будет прятаться мышка, убегая от кошки. 

Поставьте несколько обручей на ребро – получился отличный тоннель для ребенка. Предложите ему проползти внутри него. 

6. Пускаем мыльные пузыри

Вам кажется, что это очень легко? Ничего подобного! Ведь детям приходится учиться складывать губы трубочкой, дуть, да и, кроме того, ровно держать бутылочку, чтобы ее содержимое не выливалось. Покажите ребенку, что пузыри можно надувать не только специальной палочкой, но и соломинкой. Такие игры развивают речевое дыхание у ребенка.

7. Играем со скакалкой

Прыгать через скакалку ребенок научится не сразу, а уже ближе к школе. Но это вовсе не означает, что с ней нельзя придумать множество интересных развивающих игр. Положите скакалку на пол, предложите ребенку перепрыгнуть через нее. Постепенно поднимайте ее выше и выше – через нее можно пролезать внизу, чтобы не задеть, перешагнуть. Из скакалки можно сложить интересные предметы – чашку, машинку, квадратик и т.д.

8. Подвижные игры на свежем воздухе

Когда ребенку надоест лепить куличики или кататься на велосипеде, можно поиграть с ним в подвижные игры на свежем воздухе: 

Казаки-разбойники. Дети делятся на две команды. Разбойники убегают, а казаки их догоняют. Убегая и прячась, разбойники мелом рисуют стрелки в том направлении, куда они убегают. Задача казаков – по стрелкам отыскать разбойников. 

Ручеек. Дети строятся по парам. Последняя из них проходит через «тоннель» и становится первой. Таким образом, продвигаемся вперед. 

«Тили-тили-стоп». Ведущий произносит - «тили-тили-стоп». Участники разбегаются в разные стороны. На слово «стоп» останавливаются. Ведущий отгадывает, сколько шагов к каждому игроку. 

9. У самого синего моря

Если у вас есть возможность выбраться с ребенком на море или любой другой водоем, ребенок с удовольствием будет играть и развиваться здесь. Собирайте различные камешки, ракушки. Сравнивайте их по размеру, цвету, форме, считайте, выкладывайте интересные картинки из них на песке.

Веселого вам отдыха и интересных игр летом!

Читать дальше

Летняя физкультура

Рекомендации инструктора по физической культуре С.С. Ефимовой

Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей и формирования у них привычки к здоровому образу жизни. В этот период года дошкольники проводят большую часть времени на свежем воздухе. 

Недостаточность двигательных функций у детей с ОВЗ проявляется во всех компонентах моторики. Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. В связи с этим задача родителей и педагогов использовать летнее время для повышения уровня двигательной активности и организации эмоционально-волевой сферы.

А так же, очень важным является формирование у детей ОВЗ мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безопасному образу жизни. 

Основные задачи:

•Развивать у детей положительную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья. 

•Расширить знания детей о летних видах спорта.

•Формировать здоровый образ жизни у детей и их родителей, желание принимать участие в спортивных мероприятиях. 

•Воспитывать любовь к спорту, желание развиваться физически с использованием новых видов спортивного инвентаря. 


Оздоровительные мероприятия:

Пальчиковая игра «Спорт»

Пошли пальчики гулять, «Шагают» большие пальцы, 

А вторые догонять. «Шагают» указательные пальцы, 

Третьи пальчики бегом, «Бегут» средние пальцы. 

А четвёртые пешком. «Шагают» безымянные пальцы. 

Пятые пальчики поскакали, «Скачут» мизинчики. 

И в конце пути упали. Сжать кулачки, положить на стол. 


Дыхательная гимнастика

«Бадминтон»

Имитировать движения руки с ракеткой (вдох), на выдохе произносить «За – за – за! За – за – за!»

«Футбол»

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребёнок, дуя на шарик, должен загнать его в ворота.


Утренняя гимнастика «Мы со спортом очень дружим»

1. «Спортсмены на тренировке». 

Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки на поясе. Рывки прямыми руками назад 5 раз - пауза. 

2. «Штангисты» 

Исходная позиция: основная стойка, руки опущены, кисти сжаты в кулаки. 1-2 - с силой поднять руки вверх, разжать кулаки. 3-4 - вернуться в исходную позицию. 

3. «Атлеты» 

Исходная позиция: стоя на коленях, голова вниз, руки на поясе. 1- 2 - правую (левую) ногу отвести в сторону - верх, держа голову прямо. 3-4 - вернуться в исходную позицию. 

4. «Гимнасты» 

 Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе. 1-3 - присесть, разводя колени в стороны; спина прямая. 4 - вернуться в исходную позицию. 

5. «Пловцы» 

Исходная позиция: лежа на животе, руки под подбородком. 1-2 - поднять голову и верхнюю часть туловища, руки вытянуть вперед-вверх, прогнуться. 3 - 4 - вернуться в исходную позицию. 

6. «Футболист» 

Исходная позиция: лежа на спине, руки в стороны. 1 - согнуть в колене правую ногу, 2- 3 - бить правой ногой по воображаемому мячу. 4 - вернуться в исходную позицию. Повторить движения левой ногой. 

7. «Оздоровительный бег» 

 Исходная позиция: основная стойка. Бег на месте, высоко поднимая колени

8. «Отдохнем»

Исходная позиция: стопы параллельно, руки опущены. 1-2 - поднять руки дугами через стороны вверх, потрясти ими. 3-4 - медленно вернуться в исходную позицию. 

Читать дальше

Как правильно закаляться летом, чтобы солнце, воздух и вода приносили пользу

Консультацию подготовила инструктор по ФК Ефимова С.С. 

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы. Солнце хорошо, но в меру Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна. 

До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов.

Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой. Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движений. Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали. Осторожно: тепловой и солнечный удар! Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой. Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн. 

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, на переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его. 

Купание – прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый. 

При купании необходимо соблюдать правила: 

 •Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды.

 •В воде дети должны находиться в движении. 

•При появлении озноба немедленно выйти из воды. 

 •Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду. 

Как полюбить плавать. 

Если ваш ребенок боится воды, то стоит сначала научить его стоять, ходить, бегать и прыгать по пояс в воде. В этом вам поможет выполнение заданий в игровой форме. 

"Догоняй меня – догоню тебя".  

Попробуйте увлечь ребенка в воду, попросив его: "догоняй меня!" или "убегай от меня". 

"Поменяемся местами".

 Возьмитесь с ребенком за руки и встаньте на более глубокое место в море. Затем попросите малыша поменяться с вами местами. Как вариант этой игры, можно меняться местами с ребенком при движении вдоль берега. 

"Кто выше прыгнет". 

Попросите ребенка присесть в воду, оттолкнуться ногами от дна, выпрыгнуть из нее как можно выше.

"Енот полоскун".

 Необходимо наклониться к воде и выполнять движения руками вверх-вниз (стираем) и из стороны в сторону (поласкаем). 

"Лодочки".

Ребенок встает лицом к берегу, это лодочки у причала. Вы командуете: "подул ветер". Лодочки расплываются в разных направлениях. По команде: " Раз, два, три место свое найди", необходимо вернуться на свое место. 

"Фонтанчик". 

Из положения упора на прямых руках сделать поочередные поднимания и опускания ног. При этом попросите ребенка создать как можно больше брызг из воды. Ноги при этом в коленях не сгибать.Такой же "фонтанчик" можно сделать, но уже из положения лежа на спине, руки в упоре сзади. 

"Как кипит чайник". 

 Если ваш малыш безбоязненно справляется с предыдущими заданиями, то можно предложить ему опустить голову в воду и сделать выдох, сложив губы трубочкой. 

Старайтесь как можно чаще хвалить малыша. И если он все же боится выполнять задания, не настаивайте на этом. Терпение - важное качество в обучении плаванию! 

Читать дальше

Игры для профилактики заболеваемости

Материал подготовлен инструктором по ФК С.С. Ефимовой

Игры на формирование правильной осанки 

Нарушение осанки — частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основа профилактики и лечения нарушений осанки — общая тренировка организма ребенка. 

Значение игр:

•укрепляют опорно-двигательный аппарат; 

•усиляют мышечный «корсет» позвоночника; 

•улучшают функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.  

В процессе проведения подвижных игр надо добиваться: 

•тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении;

•правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят).  

Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Игровые упражнения чередуются с дыхательными.

Приобретение правильной осанки — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые ограничиваются замечанием: «Не горбись!» — это ошибка, так как бессознательно человек частицу «не» обычно не воспринимает. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение, А лучше всего чаше играть в игры на развитие осанки. В более старшем возрасте хорошую осанку можно развить в танцевальном кружке или балетной школе. 

1. Роботы 

Цели игры: 

• развитие чувства правильной позы; 

• укрепление мышечного «корсета» позвоночника. 

Ход игры. 

Ведущий объявляет конкурс на лучшего «робота» — кто правильно выполнит задание ведущего. Подойти к стенке без плинтуса и принять правильную осанку: руки опущены. Затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены. Голова удерживается прямо, взгляд устремлен вперед, губы сомкнуты, плечи слегка опущены, на одном уровне, лопатки сведены; передняя поверхность грудной клетки развернута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднять руки, пальцы разведены и напряжены. В этой позе отойти на 3-4 шага вперед от стены (поза напряженная), руки свободно опустить, но все туловище и голову держать прямо (будто «аршин проглотил»). Пройти 1-2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку. Выигрывает игрок, лучше всех выполнивший все задания. 

2. Пакет 

Цели игры:

 • развитие внимания, быстроты реакции на сигнал; 

• обучение удерживанию головы в правильном положении;

 • закрепление навыков счета. 

Необходимый материал. 

Мел, сумка с карточками, на которых отмечены номера по числу игроков, начиная с 1-го. 

Ход игры. 

Ведущий на полу вдоль стены чертит две линии на расстоянии 1,5-2-х метров друг от друга — это «улица». 

За линиями пишутся цифры (от единицы до последней, по числу игроков) — это номера «домов». С одной стороны пишутся четные номера, а с другой — нечетные. 

Каждый игрок по очереди назначается почтальоном, очередность игроков определяет ведущий с помощью считалки. Ведущий выбирает «почтальона», а остальные игроки получают свои номера и занимают свои «дома», соблюдая правильную осанку. 

По команде ведущего «почтальон» быстро идет между «домами», вынимает из сумки очередную карточку — «пакет» и отдает ее игроку, стоящему у «дома» с соответствующим номером, со словами: «Вам пакет». Принимающий пакет должен ответить: «Спасибо» и принять стойку «смирно».

Выигрывает игрок, который всю игру сохраняет хорошую осанку и быстрее всех и без ошибок разнесет «пакеты».

3. Авиасалон 

Цель игры: 

• воспитание навыков метания; 

• развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп; 

• развитие ловкости, глазомера. 

Ход игры. 

Ведущий вместе с детьми делают из бумаги модели самолетов. После того как модели сделаны, дети становятся в единую линию и по команде ведущего бросают самолетики. Побеждает самолет, который улетит дальше всех.Советы взрослым. Лучше, если у каждого из игроков будет по три попытки — тогда в зачет идет лучший результат. Если дети легко делают самолетики, предложите им сделать несколько моделей и разыграйте призы среди моделей своего класса. Предложите детям в следующей игре украсить свои модели самолетов. 

4. Волшебные слова 

Цель игры: 

• развитие памяти, внимания, координации, умения сохранять равновесие. 

Ход игры. Игроки идут по кругу и делают движения, соответствующие зашифрованным командам ведущего. На слово «земля» становятся на колени, опустив голову и руки. По команде ведущего продолжают движение по кругу. На слово «лес» останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слово «небо» останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой.Команды вначале двигаются друг за другом, а потом вразбивку. Игрок, который ошибся, выходит из игры. Вначале игры команды двигаются через 6—10 секунд, а затем постепенно темп ускоряется до 3-5 секунд. 

Советы взрослым. Следите за правильностью осанки при выполнении движений. 

5. Посмотри, что на ногах 

Цели игры: 

• укрепление мышечно-связочного аппарата ног и туловища; 

• тренировка правильного выполнения команд. 

Необходимые материалы. Разноцветные листочки, различная обувь, коврик. 

Ход игры. Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Ведущий каждый раз завязывает на стопе разные ленточки и надевает обувь так, чтобы ребенок не видел ее. По команде «А что у нас на ножках?» ребенок приподнимает носки и голову одновременно, смотрит на ноги на счет (1-2-3-4), после чего медленно опускает на коврик голову, потом ноги. Ведущий контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику. 

6. Восточный носильщик 

Цели игры: 

• развитие координации движений, равновесия; 

• укрепление мышечного «корсета» позвоночника. 

Необходимые материалы. Поднос или книга, кубик. 

Ход игры. Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком па голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.

Читать дальше
Загрузить еще